Россиян ожидает повышение стоимости турпродукта
Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ совместно с депутатами готовят поправки, которые бы убрали препятствия на пути формирования саморегулируемых организаций (СРО) на туристическом рынке. Необходимость внесения поправок объясняется острой востребованностью механизмов саморегулирования, которые позволят избежать негативных последствий банкротств турфирм и других форс-мажорных обстоятельств, сообщает Общество защиты прав потребителей (ОЗПП), отмечая, что поправки обяжут туроператоров вступать в СРО и формировать компенсационные фонды.
Ожидается, что с 2013 года обязательным условием туристической деятельности станет институт саморегулирования. Каждая СРО (минимум 25 компаний) должна будет сформировать компенсационный фонд за счет дополнительного сбора с каждого туриста, отмечает ОЗПП. Размер сбора составит 50-100 рублей. Председатель комитета по экономической политике Игорь Руденский ссылается на опыт Англии, где с каждого турпродукта взимается фиксированная сумма, сообщает ОЗПП, отмечая, что Минспорттуризм предлагает брать 1% стоимости турпродукта. Подобные меры позволят решать проблему выплаты возмещений туристам, если размер срочно требуемых денежных средств превышает сумму финансового обеспечения туроператора, сообщает ОЗППП.
Анализ финансовой схемы вступления в СРО провел российский союз туриндустрии. Было установлено, что членам СРО за работу на туристическом рынке придется дополнительно платить ежегодно около полумиллиона рублей. Эта сумма складывается не только из тех денег, которые будут направлены в компенсационный фонд, но и из административных расходов на содержание специализированных органов и аппарата СРО. Если учитывать, что оборот среднестатистического туроператора составляет 5-8 млн. рублей в год, то данная схема вступления в СРО является несостоятельной.
Юрист Общества защиты прав потребителей Андрей Семенов считает, что "любое принуждение участника рынка должно быть, в идеале, обусловлено только вескими обстоятельствами". "Зачем в такой ситуации надо создавать параллельную систему (при ныне действующем финансовом обеспечении), вместо того, чтобы оптимизировать существующую (в т.ч. путем поднятия планки финансовых гарантий), — непонятно", — заметил он. "Что будет совершенно точно — это повышение стоимости турпродукта, при этом отнюдь не становится очевидным, что наконец-то все потребители станут защищены", — заключил юрист.