Камбоджа растет только в комбинированных турах
Согласно недавнему отчету Министерства туризма Камбоджи, количество иностранцев, посетивших страну в первые девять месяцев 2012 года, увеличилось почти на четверть по сравнению с тем же периодом 2011 года – до 2,6 млн. человек. Больше половины туристов в Камбоджу привлекла конкретная достопримечательность: все они посетили объект мирового наследия – буддистский храм Ангкор Ват в провинции Сием Рип. Второй по популярности достопримечательностью стал храм Пра Вихеар – с января по сентябрь в нем побывало 13 тыс. иностранцев.
По прогнозу до конца 2012 года страна может принять порядка 3,3 млн. туристов. Самым значимым поставщиком иностранных гостей для Камбоджи остается Вьетнам – 580 тыс. туристов, затем идут Южная Корея – 227 тыс., и Китай – 234 тыс. Позиции россиян в этом списке довольно скромная: в 2011 году в Камбоджу на отдых приехало 60 тыс. туристов из России. Примечательно, что работающие на направлении туроператоры еще в начале года говорившие о росте интереса к Камбодже, сегодня оказались более сдержаны в своих оценках. Спрос на новогодние даты и январские каникулы, по их данным, пока не превышает предыдущие показатели.
Что же касается итогов нынешнего года, то здесь мнения игроков рынка разделились. По данным заместителя директора по туризму компании «Ванд Интернэшнл тур» Евгении Хохловой, в 2012 году Камбоджа может превзойти свои прошлогодние результаты на 30%. Однако большинство туристов, по-прежнему, посещают эту страну в составе комбинированных программ по пути из Таиланда, Вьетнама или Малайзии. В частности, по словам собеседницы RATA-news, на сегодняшний день примерно 40% клиентов, выбирающих туры во Вьетнам, «заезжают» и в Камбоджу. По стоимости такая поездка выходит дороже примерно на $400, существенная долю суммы уходит на оплату внутреннего перелета на рейсах Vietnam Airlines. Пребывание наших туристов в Камбодже не превышает двух-трех дней.
В качестве же самостоятельного направления Камбоджа интересна не более 2-3 % туристов, отправляющихся в Юго-Восточную Азию. В турфирме Oriental Discovery, напротив, считают, что для роста спроса на Камбоджу пока нет оснований. «Россияне выбирают Камбоджу исключительно в познавательных целях. Пляжная же составляющая камбоджийского турпродукта у наших соотечественников практически не востребована, в том числе из-за нехватки отелей на побережье. Хотя, например, курорт Сиануквиль вполне располагает к хорошему отдыху на море», – отметила менеджер по туризму компании Анна Умарова.
Директор по продажам компании ITM group Юлия Собканюк согласилась с мнением коллеги: «К сожалению, пока не вижу перспектив для активизации продаж Камбоджи». Дело, по мнению эксперта, не только в отсутствии прямого перелета из Москвы в столицу королевства Пномпень. Туроператоры уверены, что направлению сегодня крайне не хватает информационной поддержки, которая разрушила бы существующие стереотипы о стране.