Велодорожка с солнечными панелями "SolaRoad" в городе Кроммени, Нидерланды
Экономные голландцы всё никак не успокоятся и изобретают всё новые и новые способы эффективно использовать поверхность дорог. Ещё недавно мы писали о велодорожке, которая светится ночью без использования электроэнергии и вот, в Нидерландском городе Кроммени (Krommenie) создали ещё одну велодорожку но которая уже собирает солнечную энергию с помощью встроенных в неё солнечных панелей.
Велодорожка "SolaRoad" это высокотехнологичный проект нидерландской организации «Netherlands Organization for Applied Scientific Research». После долгой разработки и подготовительных работ, первая в мире дорожка со встроенными солнечными панелями была открыта 12 ноября 2014 года в городе Кроммени, расположенной в общине Занстад, между Амстердамом и Алкмаром. Её открывал лично министр экономики, сельского хозяйства и инноваций Голландии Хенк Камп.
Над проектом "SolaRoad" специалисты работали с 2009 года, за это время они разработали специальную конструкцию солнечных батарей, нижний слой состоит из бетонного блока, над которым установлена солнечная батарея, накрытая закалённым стеклом толщиной около 1 см. Стекло достаточно прочное и может выдерживать большие нагрузки, её поверхность имеет рельеф благодаря которому по нему можно ходить не боясь поскользнуться , и оно при этом обладает достаточной прозрачностью, чтобы пропускать солнечный свет. По заявлениям разработчиков такая велодорожка лишь на 30% производит электричества, чем аналогичная солнечная панель на крыше здания. Модульность блоков позволяет в довольно скорые сроки сооружать дорожки любой длины. Размер каждого модуля составляет 2,5 × 3,5 метров.
Хотя открытие велодорожки уже состоялось, но пока построено всего 70 метров, ещё 30 метров будут достроены в скором будущем. Но даже этот отрезок уже способен питать электричеством три частных дома или же может поступать в общую сеть. Также выработанная электроэнергия может быть использована для зарядки электровелосипедов и электроавтомобилей.
Для строительства велодорожки "SolaRoad" из бюджета провинции Северная Голландия было выделено 1,5 млн евро, и ещё около 2 млн вложили различные частные организации. По расчётам такая велодорожка с солнечными панелями должна окупить себя за 20 лет.
Тестирование этого экспериментального участка велодорожки "SolaRoad" будет длиться три года, за это время планируется выявить все недостатки и устранить их. Если велодорожка со встроенными солнечными панелями докажет свою эффективность, то такие дорожки начнут появляться во всех городах Нидерландов, а далее такие решения будут внедряться и в автомобильные дороги, которых в Нидерландах - почти 140 тысяч километров.