Достопримечательности нашего города
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
Крепость. Памятник военной архитектуры эпохи феодализма. Комплекс сооружений формировался на протяжении веков. Сегодня частично открыт подземный ход, который, по рассказам, связывал Каменецкую крепость с Хотынской. Башни. Новая Восточная (Черная), здесь глубокий колодец, пробитый через 40-метровую скальную породу. Кармалюкова – высочайшая башня, куда трижды заключался народный герой Устим Кармалюк, построена в 1503-17 гг. на средства папы Юлия ІІ. Белая (1510-31 гг.), Рожанка (1505 г.), Дневная, Малая, Водная (на берегу реки Смотрич, поставляла воду для замка).
Замковый Мост ("турецкий"). Каменное сооружение, соединяет крепость со Старым городом. Построен в древние времена. В период турецкого господства ремонтировался (XVII век), отсюда и название. Средневековые фортификационные сооружения, XV-XVI век. Две линии каменных стен с бойницами, соединенными с мощными бастионами. Городские ворота, XVI-XVII век. Часть мощных укреплений, которые закрывали въезд в Старый город.
Армянский бастион, XVI-XVII век: остатки цитадели, Казематная башня, Памятник – свидетельство участия армянского населения в укреплении обороны города. Русские ворота, XVI-XVII век. Сложное оборонительное и гидротехническое сооружение, фактически крепость. Служило главным въездом в город. Благодаря шлюзам уровень воды в реке поднимался и ворота становились защитником Каменца. Польские ворота, XVI-XVII век. Вместе с ансамблем Русских ворот служит единым примером оборонно-гидротехнической системы в Восточной Европе. Местные мастера принесли в архитектуру традиционные древнеукраинские элементы – захаб, паруса, деревянные связи в стенах. Скорняжная башня (Стефана Батория), XVI-XVII век. Семиэтажная, с бойницами. Построена на средства ремесленного цеха скорняков, которые обороняли город от врага. Выдающийся памятник оборонительного зодчества.
Николаевская церковь, XIV век. Сохранилась почти в первоначальном виде. Построена армянскими поселенцами под руководством Синана Котлубея. Армянский Николаевский cобор, XV-XVIII век. В 1672г. разрушен турками, восстановлен почти через столетие. Сохранился фрагмент галереи. Рядом пятиэтажная колокольня, сооружена как объект оборонительного типа (каменная башня с бойницами). В интерьере фрагменты настенной фресковой живописи. Петропавловская церковь, 1580 год. Захватив город, турки передали церковь польским католикам. На протяжении XVIII века при ней существовали мужское и женское братство.
Ратуша, XVII-XVIII век. Дом бывшего польского магистрата, на Центральной площади. Оригинальное сооружение средневекового города, через которое по так называемому татарскому пути шли караваны купцов в Крым, Кафу, и дальше на восток. Была центром политической жизни. На протяжении столетий здесь располагалась польская управа (магистрат), происходили судебные заседания. С балкона оглашались приказы, приговоры, которые здесь же и приводилось в действие. На площади перед ратушей (1818 и 1824 гг.) казнен У.Кармалюк.
Турецкий Минарет. В период турецкого господства (1672-99 гг.) кафедральный костел превращен в главную мусульманскую мечеть. Для этого был пристроен минарет высотой 36,5 м. Типичный образец мусульманской культуры. Увенчивает сооружение бронзовая статуя Мадонны, установленная в 1756 г. в ознаменование изгнания турок. Со временем сооружен главный алтарь, исповедальня, проповеднический амвон.
Костел. Построен монашеским орденом доминиканцев, которые появились в Каменце в VIV веке. Внутреннее обрамление – росписи, лепной декор, позолота – свидетельство таланта подольских мастеров-каменотесов, скульпторов, резчиков. Костел и монастырь во время турецкого господства использовался для мечети и казармы. Тогда же установлена в нем проповедническая кафедра (лимбар), привезенная из Стамбула, – замечательный образец восточной резьбы в камне. Крестовоздвиженская Церковь, XVII-XVIII век. Расположена в долине реки Смотрич. Один из оригинальнейших памятников подольского деревянного строительства. Стоит на фундаменте, чтобы в наводнение вода не заливала ее. Находится в предместье Карвасары, название которого происходит от "караван-сарай", где останавливались купеческие караваны из разных стран. Во время турецкого господства сожжена, затем отстроена.
Армянские склады, XVII-XVIII век. Армяне поселились в Старом городе в XI веке, сыграли значительную роль в развитии ремесел, торговли. Сохранились оборонительные сооружения, жилые здания, культовые сооружения – свидетельство высокой культуры армянского народа. На Центральной площади – жилые дома XIV-XIX веков, которые характеризуют средневековую застройку главной городской площади. Армянский колодец, XVII век. Занесен в реестр памятников республиканского значения. В годы второй мировой войны уничтожен фашистами, реставрирован в 1958 году. Турецкие постройки, XVII век. Остатки зданий и усадеб турецкого наместника Галиль-Паши, руины гарема, турецкие бастионы. Казармы крепости, XVIII век. Сооружены для военного гарнизона. В XIX веке здесь на должности военного врача работал известный русский этнограф, лингвист, автор толкового словаря В. Даль.
Дом Чарторийских, XVI век. Принадлежал польским магнатам. Замечательный образец жилищного строительства в стиле ренессанса. В зодчестве это было время возрождения древнерусских традиций. В архитектурном декоре – на первом плане резьба по камню. Выдающийся памятник, возведенный талантливыми местными мастерами.
Костел. Построен талантливыми местными мастерами на средства подольского католического епископа. В основе остатки древнеукраинского храма. В 1866 году стал приходским. Ныне здесь экспозиция музея-заповедника, один из ярких экспонатов – надмогильный памятник в мраморе Лауре, скульптора В. Бродского (1876г.). Костел используется как зал органной музыки. Триумфальная арка, 1871 год. Сохранилась без существенных перемен. Блистательность сооружению придает каменная орнаментальная резьба с растительными мотивами.